Пару лет назад во время одного из визитов в Америку я обратил внимание на едущий рядом благородный тёмно-вишнёвый автомобиль. Непривычные очертания и в то же время уверенное ощущение, что где-то я это уже видел, не сразу подсказали ответ: передо мной Тесла (model S)! Раньше увидеть «живьём» электрокар такого сегмента мне не довелось и, надо сказать, машина впечатление произвела.
С тех пор к появлению марки на дорогах Америки стал приглядываться внимательнее: стало интересно, как быстро пополняется парк этих машин — следствие доверия американцев к «электромобилестроению» в целом и бренду в частности. Главное же — доступности марки для массового американского покупателя (совсем, конечно, не бедного).
Ещё какие-нибудь три – четыре года назад электромобили многими (в том числе серьёзными) экспертами, воспринимались у нас в стране (да, наверное, и не только у нас) как некая совершенно бесполезная игрушка. Экологически чистые? Но выбросы производственных предприятий загрязняют атмосферу куда больше (в сотни, если не в тысячи раз). Надо сначала эти выбросы «побороть», а уж потом… Никакой инфраструктуры (станции подзарядки), куча недостатков, связанных с аккумуляторами (дорогие, много времени на зарядку, небольшой запас хода, тяжелые, проблемы с утилизацией), практически полное отсутствие технологий и опыта производства — список проблем, объясняющих, почему электромобили нам не нужны, можно было бы ещё продолжать и продолжать. Особенно забавно было читать версию про то, что электромобили придумали представители нефтедобывающих отраслей, которые должны были на этом обогатиться (по логике всё должно бы быть ровно наоборот).
А в это время не только в Америке, но и в Европе и (особенно!) в Китае совсем небольшой парк электромобилей неумолимо подрастал. И здесь уже необходимо отойти от эмоций и обратиться к сухим цифрам. На рис.1 приведены данные о развитии мирового парка электромобилей (включая гибридную технику) за период с 2010 по 2016 годы включительно. Впечатляют на этом графике не столько абсолютные цифры, сколько постоянно прогрессирующий рост: парк в 2016 вырос более чем на 60% по сравнению с предыдущим годом и достиг цифры 2 млн. единиц.
А свежие данные за 2017 год свидетельствуют: мировой парк электромобилей преодолел планку в 3 млн. шт. Это означает, что при таких темпах развития можно ожидать, что электромобили завоюют значимый сегмент рынка (15% и более, т.е. каждый шестой продаваемый автомобиль) уже к 2025 году или даже раньше. И это против 1,25% в 2017 году. Так что мировая тенденция увеличения рыночной доли электромобилей просматривается очень чётко.
Понятно, что Tesla, как пионер серийного производства электромобилей, не может отставать от мировых тенденций (а, скорее, их возглавила). Конечно, развитие этого нового направления автомобилестроения (как, впрочем, вообще новых технологий) не может проходить абсолютно гладко. Риск огромных инвестиций, которые потребовались на первоначальном этапе, с Илоном Маском разделило государство и местные органы власти (налоговые льготы, квоты на загрязнение окружающей среды, выплаты покупателям от штата и так далее). Но и это не гарантировало (да и не могло гарантировать) отсутствие экономических проблем: в 2017 году у компании образовался серьёзный убыток в сотни миллионов долларов, против прибыли годом ранее.
Создавшаяся экономическая ситуация резко затормозила выпуск долгожданной model 3 – машины одним из основных достоинств которой является цена, декларируемая в диапазоне, начинающемся от 35—40 тысяч долларов. И это против почти 70 тысяч «зелёных» за самую дешёвую model S (конечно, цифры учитывают дотации от правительства и штата). А надо сказать, что и «старые» модели Tesla продаются в Америке по предварительным заказам.
И что же американцы: готовы ли ожидать электромобили, понимая, что их ведущий производитель сейчас находится в убытке, а сами машины стоят даже для богатой Америки совсем не дёшево? У меня создалось впечатление, что готовы, и вот почему. С точки зрения маркетинга идеология первых моделей Tesla оказалась исключительно удачной: машины премиум сегмента с ярко выраженной спортивной динамикой. Такие автомобили и не могут стоить дёшево, а новизна электрической тяги и её неоспоримые преимущества, придающие автомобилю спортивный характер, только подстегнули интерес покупателей.
Для годовых цифр производства порядка 100000 штук (показатель Tesla в 2017 году) такой подход абсолютно оправдан. А вот для ежегодного производства 500000 штук требуется уже другая идеология: автомобили массового сегмента в совершенно другом ценовом диапазоне. И произвести рывок в эту ценовую нишу совсем непросто: даже элементарное увеличение на порядок потребности в основных комплектующих — аккумуляторных батареях — ещё требующая своего решения сложная задача.
Однако, несмотря на экономические трудности (а у какого мирового автоконцерна их не хватает?),Tesla не только объявляет о расширении производства и развитии модельного ряда легковых машин, но и активно развивает направление грузового транспорта и автобусов на электрической тяге.
Наконец, один из главных факторов доверия к марке — признание Tesla motors одним из ведущих американских автомобильных брендов (по версии одного из самых уважаемых изданий в мире — Consumer Reports).
«Ну, если вы деревенщина с полным отсутствием вкуса, то любое упоминание об электромобилях вызывает у вас отторжение… А вот если у вас реально есть вкус и вы не пытаетесь доказать свою мужественность «лифтованным» пикапом на широких шинах, Тесла для вас потрясающе хороша». Такое или близкое к такому мнение (перевод передаёт смысл) одного из владельцев Tesla S можно часто встретить на страницах американских изданий. И, конечно, гордость за то, что бренд Tesla – «чисто американский», ведущий в мире электромобилей. Может быть, эта гордость несколько гипертрофирована из-за несомненных побед за последние пару десятилетий на американских дорогах брендов японского автопрома, но она, безусловно, присутствует.
Примером отношения к бренду может служить и фотография (рис.2), сделанная в январе 2018 года в одном из салонов Tesla. Будущие покупатели толпятся перед входом в салон, а чтобы попасть в эту толпу нужно ещё очередь отстоять (на фото справа). Ажиотаж объясняется просто: в салоне стоит «живая» model 3 (предполагаемая к продаже в этом году) и от желающих посмотреть, протестировать и заказать автомобиль действительно нет отбоя.