В 1992 году Советский Союз уже полностью распался, многие государственные организации стали переходить в частные руки. Большой плюс тех перемен заключался в том, что автомобили стали более доступными для простого народа, во времена СССР они стоили баснословно дорого, особенно Волги. Торговое предприятие по продаже Волг и Газелей, где я работал с 1995 по 1999 год, было одним из первых в Нижнем Новгороде, частная компания параллельно занималась и тюнингом новых авто.
Модель 3102 считалась более навороченной, так как на ней устанавливалась «мягкая» панель приборов, неразъемный задний мост, передние дисковые тормоза, машина могла оснащаться сиденьями, обшитыми велюром. А вот на «29-ой» на всех колесах ставились тормозные барабаны, обивка сидений была из дешевой материи, чаще всего авто шли с четырехступенчатой коробкой – одним словом, народная Волга.
Почти все машины выпускались с завода без аудиоподготовки, чаще всего в центральной консоли зияла дыра, а в комплекте с авто шла заглушка. Радио и магнитолы поставлялись отдельно, но штатная музыка была просто ужасной по качеству – звучала отвратительно, техника ломалась постоянно. На выпусках до 1996 года крохотные боковые зеркала устанавливались прямо на передних дверях, по «наружке» предусматривались два отверстия с резьбой. В штатном варианте шло только левое зеркало, а правое уже считалось элементом тюнинга.
Конечно, смешно говорить здесь о комплектациях, зато вариантов усовершенствования Волги было много. Мы редко сидели без работы, так как клиент не хотел выезжать из автосалона на пустой машине, у которой даже наличие напольных ковриков считалось дополнительной опцией.
Популярными у нас были зеркала «Ферсан», но чтобы их установить, приходилось подпиливать и подтачивать пластмассу. Турецкие зеркала регулировались из салона рычажками на тросиковом приводе, и в то время это было круто. Прежде чем поставить подкрылки, выполняли антикоррозийную обработку колесных арок, следует отметить, что с завода арки практически ничем не обрабатывались.
На Волгу у нас ставились кондиционеры Sanden, конечно, по сравнению с современными климатическими установками они допотопные. Но других вариантов не было, а клиенты радовались уже тому, что могли хоть как-то усовершенствовать машину. Установка кондиционера из всего тюнинга считалась одной из самых сложных работ, более трудозатратной и хлопотной была только замена стандартного двигателя на импортный мотор.
Движки меняли в сборе с коробками, в нашем цеху ставили ДВС Toyota и Rover. «Тойотовский» движок был восьмицилиндровым, шел в паре с «автоматом», двухлитровый мотор Ровер оснащался МКПП также собственной разработки. Если на установку кондиционера уходило полтора-два дня, то силовой агрегат с трансмиссией мог меняться и неделю, так как не всегда все комплектующие были в наличии.
В 1995 году коробки на Газелях мы переставляли часто, а так как завод штатных 5-ступок поначалу не выпускал, ставили КПП-5 от Волги, «колдовали» с рычагом (он был коротким и неудобным). Затем с конвейера стали поставляться полуторатонные грузовики только с 5-ст. КПП, и надобность в модернизации отпала.
Первые Газели производились с модернизированными «Волговскими» мостами, колеса ставились 15-го радиуса. Так же, как и КПП, мост не выдерживал нагрузок, но других вариантов тогда не было, и поэтому клиенты нередко приезжали к нам на рекламацию. Где-то в первой половине 96 года завод полностью перешел на производство ГАЗ-3302 с мостами другого образца, с колесами R16, и нареканий на эти машины стало значительно меньше.
Тюнинг цельнометаллических фургонов был круче, здесь клиент мог попросить врезать задние динамики, смонтировать в салоне столик, установить дополнительную печку. Еще мы нередко ставили под капотом моторчики с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости, причем, как на Волгах, так и на Газелях, на первых 3302 их в штатном исполнении не было.
Зеркала на Газелях менять не приходилось, они и в заводском варианте были весьма приличными – большие, с простой регулировкой. Все же ГАЗ-3302 – машина рабочая, «крутой» модернизации подвергается нечасто. Другое дело «Соболь», но люксовкой этих авто мне заниматься не довелось, к этому времени я уже уволился.