23.08.2016,
Просмотров: 7074
Учет в автосервисе, из практического опыта
За свою жизнь мне удалось поработать на различных автопредприятиях и в нескольких автосервисах, в крупных и мелких. Безусловно, уровень у них отличается значительно – в солидных фирмах куда больше порядка, учет строгий, всякие недоразумения и пропажи случаются нечасто. В мелких конторах может быть и полная анархия, каждый работник предоставлен сам себе.
Таксопарк
В таксопарке я проработал с 1983 по 1995 год, правда, с 1995-го трудился в коммерческом подразделении. Был на сделке и на окладе, но в советское время форма оплаты труда не имела практически никакого значения – таксомоторный парк держался весь на «лапе», и очень часто чаевые за месяц были больше оклада вместе с премией.Рабочим были положены спецодежда и обувь, но я не помню, чтобы нам выдавали инструмент. Сами мы также ключи покупали нечасто – выручали таксисты, они жили еще зажиточнее автослесарей. В моторном цехе был начальник участка, еще один наш непосредственный руководитель – начальник производства. Наверное, они вели какую-то документацию, но заказ-нарядов я ни разу не видел, да это мне было и неинтересно.
В 1995 году я перешел в цех тюнинга – люксовал «Волги», ремонтировал по рекламации двигатели. Работники получали сдельную оплату, кто сколько сделал, фиксировалось в тетради. Учет запчастей на складе велся ориентировочно, сам видел, как у двух 5-ступенчатых КПП ГАЗ-31029 «выросли ноги». Удивительно, но пропажу никто не заметил, неплохо же жило наше высшее начальство!
Автосервис в Ленинском районе
Проработав около 17 лет на одном месте, я решил сменить место работы и устроился в автосервис, где пообещали сделку – 40% от заработанной выручки. Сервис находился в соседнем Ленинском районе, на работу приходилось ездить с Автозавода. Я привык к какому-то порядку, поэтому эта организация меня очень удивила:
- директора я видел только один раз, когда устраивался;
- начальник участка только принимал деньги, другое его не интересовало;
- оплату за работу автослесарь получал на руки, и лишь затем передавал их начальнику, как высчитывался процент, непонятно;
- никто не заботился поиском клиентов, слесарь должен был сам искать себе работу.
Казалось бы, мне нужно было воспользоваться такой анархией, работать на свой карман. Но меня такое положение дел не устраивало, к тому же никто ни разу даже не поинтересовался моей трудовой книжкой. Я выдержал ровно два месяца, забрал свои вещи и больше не появлялся там.
Учет в своем автосервисе
Так получилось, что в 2003 году мне довелось руководить своим автосервисом, и у нас там были уже свои порядки, свой учет запчастей, проделанной автослесарями работы, полученной выручки. Конечно, до порядка, который существует в солидной организации, было далеко, но мне есть с чем сравнить – такого бедлама, как в автосервисе Ленинского района, конечно, не было. Всю документацию вела девушка-бухгалтер, позднее, когда появилась авторазборка, мы наняли на работу двух кассиров, четыре кладовщика одновременно являлись и продавцами. Новые запчасти хранились на складе и были учтены, детали б/у учитывались только крупные и значимые, переписать всю мелочь было практически невозможно.
Когда была текучка автослесарей в сервисе, людей трудоустраивать попросту не успевали – не было смысла. Но как только коллектив у нас стабилизировался, всех приняли на работу официально. Испытательный срок у нас был один месяц, и если работник сумел зарекомендовать себя хорошо, он был оформлен – мы очень старались, чтобы у нас все было как положено.
Также старались оформить по всем правилам машину, прибывшую на ремонт. Когда авто попадал в ремонтную зону, мы клиента обязательно отправляли к девушке, она:
- заполняла бланк заказ наряда;
- записывала контакты заказчика (телефон для связи);
- брала предоплату, если материалы или запчасти были наши.
По завершению работ заказ-наряд оформлялся полностью, клиент получал свой экземпляр, в котором запись о гарантии подтверждалась печатью и подписью. Точно не помню, но вроде бы на двигатели у нас гарантия была два месяца, на ремонт коробки передач – один месяц. За это время клиент агрегат мог проверить, и если выявлялись недостатки, предъявить автосервису претензию.
Расценки на авторемонтные работы
У нас имелся на многие виды работ прайс с фиксированными расценками, листок с ценами висел в ремонтном боксе, и со стоимостью ремонта мог ознакомиться каждый желающий. Цены мы никогда не завышали, старались работать максимально честно. На покраску и рихтовку автомобилей были договорные расценки, мастера предварительно оценивали стоимость предстоящего кузовного ремонта сами. Автоэлектрик брал почасовую оплату по многим видам работ, но стоимость замены и ремонта генератора и стартера была фиксированная. Сейчас уже точные цены не помню, поэтому цифры озвучивать не буду.
Учет рабочего времени
Оплата у нас была преимущественно сдельная, поэтому мы по учету рабочего времени в основном контролировали дисциплину – работник должен был приходить вовремя. Я или мой партнер по бизнесу Андрей говорили бухгалтеру, кого нет на работе или кто опоздал, и девушка заносила все данные в отдельный табель. Хочу отметить, что наши парни нарушали дисциплину нечасто, а если нужно было опоздать или раньше уйти, говорили заранее. Мы тоже почти всегда шли навстречу, но один злостный нарушитель у нас все же был.
Александр мог прогулять день после бурного отмечания какого-либо праздника, но нужно отдать должное, о своем отсутствии он всегда предупреждал заранее – сам знал свои слабости. Для нас самое главное было – не подвести клиента, и если Саня собирался «отдохнуть», он и мы планировали работу так, чтобы не было задержки в ремонте.Надо сказать, что табель учета рабочего времени велся и для работников, которым деньги выдавались за отработанные часы – повременную оплату у нас получали студенты, подрабатывающие в свободное от работы время, рабочие, помогавшие по хозяйству. Например, нам нужно было оборудовать помещение под склад запчастей, установить деревянные стеллажи. Автослесарей и кладовщиков мы к этому делу не привлекали, нанимали временных работников.