В конце января 2016 года Российская Ассоциация Автомобильных Дилеров (РОАД) подвела итоги прошедшего года. Общий грустный тон пресс-конференции был понятен: кризис продолжается, рынок новых машин падает, дилерские центры закрываются. А ведь дилерские центры — это малый и средний бизнес, который необходимо поддерживать. Реальной же поддержки от государства не видно и бизнес чахнет прямо на глазах. Становилось так жалко официальных дилеров, что немедленно хотелось им помочь материально, коль скоро не помогает государство.
Общее количество новых машин, проданных в России в 2015 году, составило около 1,5 млн. штук. Цифра неточная потому, что (как справедливо отметили в РОАД) по отчетности производителей это количество составило 1,6 млн. штук, а по данным регистрации ГИБДД — 1,4 млн. штук и 200 тыс. штук вряд ли «ушли» в Казахстан и Белоруссию из-за падения рубля. Так что эти нестыковки скорее обусловлены приукрашенной отчётностью.
Общее количество дилерских холдингов составляло на начало 2016 года приблизительно 1000, а количество дилерских центров 3800 (то есть средний холдинг имел в своём портфеле 3-4 бренда). А дальше в РОАД простым делением 1,4 млн. штук на 3800 центров получали цифру менее 400 проданных автомобилей в год на дилера. А если продажи упадут в 2016 году до 1,2 млн.шт. (что практически и произошло), то среднее количество новых машин, проданных за год из одного центра, упадёт почти до 300, что для дилера равносильно разорению. Так ли это на самом деле, и какие соотношения показателей авторынка и дилерских центров демонстрируют развитые страны.
Для сравнения выбран американский рынок с оговоркой, что далеко не всегда показатели можно сравнивать напрямую (очень уж это разные рынки и количественно и качественно). По данным Национальной Ассоциации Автодилеров (NADA — в этом году организации исполняется 100 лет) в 2015 году количество дилерских центров составляло 16,5 тысяч, а продано было немногим больше 17 млн. новых машин (почти в 12 раз больше, чем в России). То есть приблизительно 1000 автомобилей на среднего дилера (на самом деле 916 — не все до единой новые машины продаются через дилеров) — почти в 2,5 раза больше, чем в России. Что же, нам также в 2,5 раза нужно уменьшить количество дилеров или, чтобы сохранить дилерскую сеть до лучших времен, выделить от государства субсидии дилерам в размере 60% некоего их расчётного дохода?
Попробуем разобраться. На рис.1приведена разбивка американских дилеров на группы в зависимости от количества проданных за 2015 год машин по данным NADA.
Почти 60% всех доходов в Америке дилер зарабатывает на продаже услуг сервиса и запасных частей. А вот оставшиеся 40% делятся практически поровну между направлениями продаж новых и подержанных автомобилей. А в России только 8% рынка подержанных машин было продано через дилеров (это приблизительно 400 тыс. штук). То есть на дилерский центр пришлось в среднем 105 авто с пробегом и отношение подержанных машин к новым составило 0,28 (в Америке эта цифра составляет 0,75). Что же касается удельного веса доходов от сервиса в структуре всех доходов, то у большинства российских дилеров в том же 2015 году он и до 50% не дотягивал.
И в расходах ситуация не в нашу пользу: только на рекламу в Америке тратят почти 60% от дохода, получаемого от продаж новых машин или 1% от оборота дилера (у нас хорошо, если 0,5%), расходы на оплату труда и реально выплачиваемые налоги в Америке также выше.
И прошедший 2016 год, несмотря на продолжившееся ухудшение ситуации на рынке продемонстрировал, что российским дилерам ещё есть над чем работать: прежде всего, перетягивание на себя рынка подержанных автомобилей и развитие сервисного направления.
И вот уже данные за 2016 год показывают, что доля дилерских центров в продажах авто с пробегом подросла с 8 до 11%. В сервисных центрах дилеров происходят, пусть и не так быстро, как хотелось бы, изменения в лучшую сторону: дешевеют запчасти, снижается стоимость нормо-часа, предлагаются скидки для удержания клиентов. Альтернатива этим действиям проста — полная потеря заработка.
Да и поддержка автопроизводителей в трудное время играет большую роль. Правда дилеры могут возразить, что производители заставляют их тратиться на бесконечные переоформления шоу-румов и сервисных зон, введение новых стандартов общения с клиентами и оформление бесконечной отчётности, периодическую закупку нового оборудования и обучение персонала. Всё это так, но лишь отчасти — и эти хлопоты дилера производитель, как правило, дополнительно компенсирует.
А очередная пресс-конференция РОАД в начале 2017 года сообщает о прогнозах стабилизации, а, может быть даже небольшого роста рынка в текущем году. Ожидается расширение доли дилеров на рынке автомобилей с пробегом и работа совместно с Ассоциацией Европейского Бизнеса Соглашения о взаимоотношениях дилеров с производителями (давняя идея защитить дилеров от произвола злых автомобильных концернов). Правда, за 2016 год дилерский корпус потерял ещё 8% участников, но, по-видимому, это уже последние потери и на цифре 3400-3500 количество центров стабилизируется. Что же касается роли государства, то здесь, наверное, не деньги дилерам надо давать, а гарантии долгосрочных вложений и доступ к дешевым заёмным средствам.