Первые китайские автомобили Great Wall Deer появляются в России в 2005 году. Мне довелось посмотреть на подготовленные к выставкам и презентациям образцы тех лет. Издалека эти внедорожники внушали уважение размерами и вызывали любопытство формой: то ли Isuzu, то ли VW пикап, то ли «два в одном». Подогревало любопытство сообщение о двигателях Mitsubishi (правда устаревшей модели) и, естественно, цена. Однако при ближайшем рассмотрении наступало разочарование уже при беглом осмотре кузова зазоры, качество штамповки (если таковая вообще была), качество окраски не выдерживали никакой критики.
Наступившая у многих потеря интереса к китайским брендам была оправдана на несколько лет вперед. Тогда доводилось довольно часто встречаться с несчастными обладателями продукции китайского автопрома, «купившихся» на низкую цену и не знающих как потом избавиться «хоть за сколько-нибудь» от доставшегося им «счастья». Помню, в 2007 году один такой бедолага предложил нам в трейд-ин годовалый Great Wall. То, что на автомобиль были установлены детали от ЗИЛа, ГАЗа и УАЗа (родных китайских он не нашёл) — ещё полбеды. Машина «зацвела» ржавчиной, и это — после года аккуратной эксплуатации!
Практически полное отсутствие запасных частей (и соответственно качество гарантийного обслуживания), наряду с отсутствием внятной технической и маркетинговой политики производителей усиливало отрицательный эффект от качества автомобилей. По-видимому для того, чтобы лучше (и с минимальными затратами), понять рынок китайские производители в период 2005-2008 г.г. щедро наделяют российские кампании (характерный пример — фирма ИРИТО) правами дистрибьюторов (разумеется, эксклюзивных). При этом строятся далеко идущие планы по организации совместных производств от Дальнего Востока до Центральной части России. Пресса полна сообщений о том, что пройдёт ещё немного времени и качество китайских автомобилей будет на мировом уровне: краш-тесты, которые и были в ту пору источниками громких скандалов, дадут результаты никак не ниже пяти звёзд (четырех, в крайнем случае).
Кое-какие практические шаги по осуществлению грандиозных замыслов были всё же предприняты. Пожалуй, главные из них — совместные производства на базе калининградского завода «Автотор» (начало производства 2006 год) и черкесского завода Derways, стартовавшее в 2008 году. Разница в этих проектах была существенная: помимо разных брендов (в Калининграде — Chery, а в Черкесске — Lifan), инициатором производства в Черкесске выступил крупнейший автомобильный дилер России — компания «Автомир». Участие в производстве крупного дилера подразумевало готовую сервисно-сбытовую сеть — серьёзное рыночное преимущество перед другими похожими проектами.
Дешёвыми китайскими автомобилями с перспективой нормальной организации снабжения запасными частями, гарантийного и постгарантийного обслуживания помимо «Автомира» начинают интересоваться такие крупные в то время дилеры, как «Инком», «Автокей», «АвтоГЕРМЕС». Однако серьёзных качественных изменений выпускаемой продукции всё ещё не происходит: всё так же при внешнем осмотре бросаются в глаза зазоры, коробления и окраска, а внутри салона запах, некачественная подгонка пластиковых панелей и неряшливая прошивка чехлов сидений. На рекламе китайских брендов изображается пять звёздочек краш-теста, но не EuroNCAP,(европейского стандарта безопасности) а некоего C-NCAP — китайского аналога вызывающего естественные сомнения.
Массовые продажи, открытые крупными дилерами оборачиваются массовыми же проблемами с запчастями и гарантийным обслуживанием. Некоторое исключение составляет более тщательный, чем у остальных дилеров, подход «Автомира»: формирование склада запасных частей и политика послепродажного обслуживания.
Несмотря на все трудности процесса завоевания китайскими машинами российского рынка, он жил и развивался в правильном направлении. Но в конце 2008 года грянул кризис и большинство перспективных автомобильных проектов, включая китайские, были свёрнуты: остановился выпуск Chery в Калининграде, а «Автомир» оказался не в состоянии поддерживать в планируемых ранее объёмах проект Lifan на черкесском заводе.
Скорость восстановления объёмов продаж китайских брендов после кризисного 2009 года была поразительной