Испокон веков, Россия-матушка славилась блистательными умами и богатейшими недрами, но для того, чтобы из этих недр получался высококачественный продукт, необходимо, что бы эти блистательные умы имели к ним доступ. К чему все это? А к тому. Чтобы запустить производство революционных автомобилей, мало знать как выкопать никелевую руду из земли. Необходима плодотворная, многолетняя работа высококвалифицированных инженеров и конструкторов, светил в области автомобилестроения и высоких современных технологий. Высокотехнологичное оборудование, правильно настроенная логистика, маркетинговые исследования и бла, бла, бла… И что мы имеем в итоге — два пылящихся Ё-мобиля на территории индустриального парка Марьино (Санкт-Петербург) и еще один поломанный экземпляр в гараже В.В. Жириновского (а может он уже и на свалке или в музее «Поле чудес»). А как красиво и душевно все начиналось.
В 2010 году один молодой амбициозный «гений, миллиардер, плейбой, филантроп», а нет, это про другого миллионера, но не важно. В общем, товарищ М.Д. Прохоров объявил о создании народного инновационного автомобиля, цена которого не превысит 500 тысяч рублей в максимальной комплектации. Громкие овации и рукоплескания, публика будто сошла сума, более 200 тысяч предзаказов. Но что там такое, что за чудо возжелал явить миру сей человек?
Потенциальному потребителю было предложено то, что до сели не решались предлагать другие отечественные промышленники — современный высокотехнологичный продукт по доступной цене, который обладает простым, и в то же время, футуристическим дизайном с богатым оснащением. Под капотом должен был скрываться гибридный двигатель, состоящий из электроустановки и роторно-лопастного двигателя внутреннего сгорания, сам кузов изготавливался из армированного полипропилена. И наконец, автомобиль должен был представлять один большой гаджет с максимальным количеством полезных «ништяков» включая запуск двигателя при помощи кредитной карты, которая позволяла сделать автомобиль коллективным. Аналогично системе каршеринга, которая успешно действует во многих крупных городах разных стран, в том числе и в Москве.
Ё-мобиль — это совместный проект инвестиционной группы «ОНЭКСИМ» (Россия) и «ЯРОВИТ-Моторс» (Россия-Белоруссия). Над ним работали как российский специалисты, так и инженеры-дизайнеры из Республики Беларусь. Окраска тоже была выбрана не случайно, сочетание двух цветов символизировало гибридность и содружество братских народов. На первых порах планировалось выпустить городской семейный хэтчбек и внедорожный спорт-купе для молодежи. К концу года были изготовлены опытные образцы предназначавшиеся для презентации. Каркас был изготовлен из стали, в качестве двигателя был установлен двухцилиндровый четырехтактный немецкий мотор от компании Weber.
И вот судно с революционной идеей начало свое плавание и первый же риф существенно «покорежил обшивку», им оказались реалии разработки нового автомобиля на «выжженной земле». Во-первых, создание подобного автомобиля проблематичная затея, даже для передового автоконцерна с опытными инженерами, конструкторами и рабочими. Во-вторых, на каждый новый проект необходимо закладывать определенное время и если сегодня это новинка, то через 2-3 года уже устаревшая модель. В связи с этим была отвергнута идея коллективного автомобиля. Затем поставщики подвели с партией полипропилена, поэтому корпус решили изготовить из стали с пластиковыми кузовными панелям, идея инновационного дизайна тоже постепенно растворилась в воздухе и во внешнем облике стали проявляться знакомые нотки от разных автомобилей.
Наступила очередь роторно-лопастного двигателя, идея создания которого, тоже легла под сукно, несмотря на уже имеющиеся некоторые наработки. Сказать по правде, массовое производство роторно-лопастных двигателей в России на фоне скудной материально-технической базы, идея утопичная. То же самое можно сказать про армированный полипропилен, который партнеры не поставили вовремя. И это было только начало.
«Но наш герой — не сдается! Слезы утри!
По жизни идет и смеется! Вот он, смотри!» (Ума Турман)
И вправду не было печали, да роторно-лопастной двигатель поменяли на стандартный 1,4 литра и 75 л.с. от Фиата. Но не так же страшно, ведь кузов изготовлен из сверхлегких материалов и ДВС будет катапультировать автомобиль без особых проблем, но не тут то было. Поставщики подвели, а значит материалы будут использованы относительно тяжелые и местного производства. Но и в этом есть свои плюсы, свои материалы — цена ниже. Снова нет. Ценник подскочил тут же, из обещанного диапазона от 320 до 480 тысяч стрелка неумолимо перемещалась в большую сторону. Это и был второй риф, проделавший пробоину, заткнуть которую будет проблематично. Уникальное торговое предложение практически полностью рассыпалось.
Печаль подбавили нарушенные сроки строительства производственных площадок и поставки оборудования (станков, роботов и прочего). Так к 2014 году, сроку когда официально должен был начаться серийный выпуск автомобилей на территории были пустые помещения и одна прессформа для изготовления пластиковых кузовных панелей (она до сих пор там стоит). Так же не был решен вопрос с испытаниями в аэродинамической трубе и не был построен тест-трек.
Дальше в игру вступили имперские амбиции руководства нашей страны, «Крым наш», санкции, обвал нефтяных котировок, рухнувший рубль и как итог взлетевшие цены на оборудование и материалы (они все импортные). По самым скромным подсчетам цена автомобиля при новых условиях достигала миллиона рублей, а это ни как не вяжется с «народным» автомобилем. В этом же году из остатков былой роскоши был собран Ё-мобиль для Жириновского полностью на электрической тяге, у которого, в последствии, осыпался аккумулятор.
Проект Ё-мобиль весьма одиозный и очень нужный для нашей страны и он мог быть реализован, к тому же деньги были, так как М.Прохоров — это не телеведущий Фоменко со своей Марусей, которая отчасти сыграла на руку Ё-мобилю. Эйфория и вера в будущее отечественного автопрома, которую раскачал Фоменко, подхлестнуло интерес к народному инновационному автомобилю. И если в случае с Фоменко не хватило ресурсов, то у Прохорова не хватило воли и терпения. Проекты подобного толка не подразумевают скорой отдачи, они рассчитаны на долгосрочные инвестиции, приносящие плоды через 7-8-10 лет. Тем более что первоначальных вложений было относительно немного, порядка 150 миллионов $. Как сказал один экономист в своем интервью, для российского бизнесмена если прибыль не 300% и не завтра, то проект не интересен. В итоге техническая документация Ё-мобиля была продана за 1 Евро в НАМИ, подобно проекту Маруся.
P.S. Во всем мире «двоечников» выгоняют из института, в России их наоборот принимают.