Если сказать вкратце, то дурость, непрофессионализм и русский авось — основные причины краха самого одиозного российского проекта. Но это все громкие слова, подтверждение которых, я постараюсь найти в истории развития суперкара Маруся.
Те, кто интересовался данным автомобилем знает, что идейным вдохновителем и в принципе, всей движущей силой проекта, был Николай Фоменко (шоумен, певец, актер, гонщик). Человек без инженерных знаний в области автомобилестроения, огромных финансовых вливаний, глубокой веры в проект и желания идти до конца, решил тягаться с такими корифеями данного сегмента как Феррари и Ламборджини. И вот итог, проект закрылся спустя 7 лет. Почему так вышло?
Ровно через год после объявления о создании российского суперкара, вышел первый прототип Маруся В1. Не продав ни одного экземпляра компания решила, что нужна еще одна модель и спустя короткий промежуток времени вышла Маруся В2, а в 2010 году внедорожник F2.
В 2012-м году вышла новая модель для гонок Ф-1 под индексом MR-1, но она не прошла обязательный краш-тест и поэтому не смогла принимать участия в соревнованиях. Из-за череды неудач Р. Бренсон отказался от гоночной команды и Маруся осталась у разбитого корыта. Чтобы проект совсем не развалился, Фоменко решил заручиться поддержкой госбюджета и принять участие в проекте «Кортеж» (президентский лимузин с внедорожниками сопровождения). Совместно с НАМИ они выиграли тендер на постройку президентского лимузина, получателем государственных денег были НАМИ, а платформу поручили разрабатывать Марусе. Впоследствии НАМИ отказалась от услуг Фоменко и тот опять остался ни с чем. Сказать, что ему просто не повезло? Не думаю. Виной всему не правильная стратегия и ставка на ненадежных партнеров.
В апреле 2014-го года было объявлена о закрытии проекта. Компания набрала прилично долгов по зарплате, а так же перед инвесторами.
Во-вторых, непрофессионализм, дурость и русский авось. Проект строился эмоционально, без точных расчетов и какого-либо бизнес-плана (как у нас обычно бывает). Были совершены непоправимые ошибки, которые похоронили, подающий надежды, проект (ведение сразу несколько моделей, участие в Ф-1 и параллельных проектах).
В третьих, некачественные прототипы: плохая сборка, слабые двигатели, непродуманный интерьер и много-много проблем, связанных с самим автомобилем. Существует ролик в интернете, где обзор Маруси делают немцы, там автор указывает на явные проблемы автомобиля, свойственные бюджетным автомобилям класса-В.
И наконец, отсутствие профессиональной команды. Одно то, что руководителем инженерной группы был шоумен, а не конструктор автомобилей, говорит, что как такового суперкара не выйдет. Остальной персонал тоже не был светилами инженерной мысли, маркетологами от бога и грамотными управленцами. Как утверждали сами сотрудники, часть запчастей поставлялось из Китая, хотя были немецкие аналоги, одинаковые с ними по цене. В последствии такие детали оказывались не лучшего качества и от них приходилось отказываться.
В истории автомобилестроения было много проектов, подобных Марусе и все они канули в лету, даже без таких непонятных шагов, что предпринимал Фоменко. И правильным решением, было бы проанализировать их ошибки, взять все их плюсы и переложить на свои рельсы. Было бы не лишним изучить модель развития производителей, которые находятся сейчас на вершине олимпа. Взять к примеру историю Феррари. Они сперва стали учавствовать в местных соревнованиях, и по мере набора опыта и усовершенствования своих моделей, выходили на более высокий уровень. С недоработанной моделью в мировом автоспорте делать нечего и тем более с такими слабыми двигателям, которые могут посоревноваться лишь с тюнингованными седанами на светофорных гонках.
Кстати о двигателях. На Марусю сперва устанавливался турбированный ДВС объемом 2,8 литра мощностью 300 л.с (от Ниссан), далее начали ставить 360-сильный и турбированный 420-сильный моторы (Cosworth). С двигателей в 420 л.с. начинают историю, а не заканчивают.
При всех технических проблемах и недоработках, автомобиль уже на данном этапе стоил не мало (от 150 тысяч долларов) и нашем горе конструкторам, бы выпустить на рынок модель с ценой себе в убыток (как делает большинство производителей), чтобы компенсировать хоть какие-то издержки на производство и занять определенную нишу в рынке. Но нет, русская душа широка и подобные идеи воспринимались как ересь. От зарубежных маркетологов поступали предложения о выпуске на рынок Маруси с ценой в 50-80 тысяч долларов (по курсу на 2009 год) с целью завоевания российского покупателя. Тем более, что ниша мощных и достаточно недорогих спортивных автомобилей в России не занята отечественным производителем. Это послужило бы отличной базой для последующего старта. Но амбиции не позволили довольствоваться малым. Итог печален.