Телематические системы современного автомобиля вызывают самые разные ассоциации. Кому-то они представляются современной существенно модифицированной охранной системой с развлекательными и диагностическими функциями, кому-то, напротив, встроенной информационно-развлекательной аппаратурой, дополненной диагностическими возможностями.
У меня телематика прочно ассоциируется с современным смартфоном. В самом деле, что умеет делать встроенная в автомобиль аппаратура такого, что принципиально недоступно смартфону, дополненному портативным преобразователем, установленным в разъём OBDII, и необходимыми приложениями?
Другое дело, что штатно установленные элементы телематики удобнее в эксплуатации: нет необходимости в дополнительных настройках и использовании узкоспециализированных приложений для смартфонов (например, для сбора и обработки диагностической информации). Не говоря уже о том, что у автоконцернов гораздо больше возможностей в адаптации к особенностям такого объекта повышенной опасности, как автомобиль и оборудования и программного обеспечения. Да и степень технологической проработки в этом случае неизмеримо выше кустарного подхода. Практическое сотрудничество автоконцернов с основными мобильными операторами — уже давно реалии зарубежного автомобилестроения.
Автомобили, оборудованные телематикой, называют ещё connected cars (подключенные). Этот термин отражает возможности системы:
Перечисленное выше вовсе не исчерпывает всех возможностей телематики и показывает, как близко автомобилестроение находится от серийных беспилотных автомобилей, испытания которых уже идут полным ходом.
Как всегда, обнаруживается, что у медали всё-таки две стороны. Эффектные примеры, когда автомобиль снимается с охраны или заводится из другого города на расстоянии несколько тысяч километров, поначалу впечатляют, а затем заставляют задуматься. Если доступ к основным узлам и агрегатом возможен в санкционированном режиме, значит, существует вероятность и несанкционированного доступа. И эта проблема может быть куда серьёзнее вскрытия охранной системы. Достаточно только представить себе последствия несанкционированного доступа к автомобилю, находящемуся в движении, да ещё в критической ситуации.
Вот почему параллельно с развитием телематического оборудования и — даже в большей степени — совершенствования программного обеспечения, полным ходом идут работы по обеспечению безопасности функционирования телематических систем.
По оценкам экспертов мировой рынок connected cars через 4-5 лет составит порядка $150 млрд. в денежном выражении. Как всегда основная доля его придется на Западную Европу, США и Китай, но ожидается, что в недалёкой перспективе «подключенные автомобили» в той или иной ипостаси придут и в нашу страну.
Одна из таких ипостасей – страхование. Апробацию проекта «умное страхование» (другая разновидность названия – «умное КАСКО») некоторые российские компании начали уже в минувшем 2016 году. Основа идеи достаточно проста: в автомобиль клиента устанавливается портативное устройство передающее данные о стиле вождения автовладельца. В зависимости от того, насколько аккуратен водитель, предлагается скидка на КАСКО, которая доходит до 50 и более процентов. При этом установка телеметрического устройства может производиться за счёт компании.
Ажиотажа на рынке страховых услуг пока не наблюдается, а доля «умного страхования» не превысила 1% в общем объеме автострахования за 2016 г.
Означает ли, что телематика для автопарка нашей страны – далёкая перспектива, особенно если учитывать негативный фон, созданный внедрением системы ПЛАТОН?
Скорее всего, ответ на этот вопрос отрицательный: в пассажирских и грузовых перевозках практическая работа уже идет (пусть и не всегда гладко, но вот КАМАЗ, например, по сообщениям прессы уже работает над беспилотником). А для личного транспорта в массовом сегменте всё будет определяться планами брендов, локализованных в нашей стране (премиум-сегмент уже давно телематикой оснащается).
Прогрессивные решения приходят быстрее ожиданий. Вспоминается, что ещё в середине девяностых автокредитование воспринималось у нас как экзотика, приживаемость которой ставилась под серьёзные сомнения, а уже через несколько лет стало одним из основных направлений автобизнеса.