В народе можно услышать мнение, что авторазборка – это полукриминальная организация, где разбирают различные сомнительные автомобили, в том числе и краденые. Смею заверить, что это далеко не так, на некоторых разборах не принимают даже нерастаможенные машины, так как это тоже противозаконно. Если в конце 90-х годов и существовали «левые» предприятия, то их уже давно позакрывали, времена сейчас не те, и нелегально никто вам работать не даст.
С 2009-го года у нас на 90% разбирались только иномарки, после кризиса, начавшегося в 2008-ом, спрос на запчасти от русских машин резко упал, к тому же этому бизнесу серьезный урон нанесла программа утилизации. А вот на «иномарочные» детали спрос всегда стабильный, конечно, если автомобиль не редкой марки и не раритет.
Как работали мы? У нас было ИП, запчасти с разобранных машин в основном хранились в контейнерах на полках. Подавали объявления в различные газеты и журналы, а последнее время пользовались в основном рекламой в интернет сети (сайты «Авито», «Из Рук в Руки»). Продажа запчастей на нашей авторазборке происходила следующим образом:
Торг всегда был возможен, а постоянным покупателям мы делали серьезные скидки, но телефонное выторговывание не приветствовалось. Мы просто приглашали клиента, пообещав, что скидку сделаем, но какую, уже определимся на месте. Помню, один раз нам повезло взять на запчасти битый автомобиль Киа Спектра с пробегом 6000 км. Один клиент сразу же купил чуть ли не полмашины, и мы ему уступили 20% от всей стоимости покупки.
Еще был случай, когда мотор, купленный у нас, застучал через два месяца после продажи, и мы могли бы проявить принципиальность, не принимать его назад. Но после того как его у нас разобрали, выяснилось, что двигатель изначально «дышал на ладан», его попросту нельзя было продавать. Деньги вернули, хорошие запчасти затем реализовали отдельно, плохие сдали в металлолом. А на будущее зареклись больше не продавать «кота в мешке», самим же затем сложно выкручиваться из неприятной ситуации.
Один раз выслали в регион автоматическую коробку передач «Мерседес», но клиент ее забраковал, по телефону объяснил, что она шумно работает. Мы предложили выслать КПП нам обратно, и после нашей экспертизы пообещали вернуть деньги. Покупатель был вынужден согласиться, и когда мы убедились, что коробка наша и не вскрывалась, перевели нужную сумму заказчику. Самое интересное, что после повторной продажи уже в нашем городе АКПП не вернулась, я так понял, что там, в другом городе, слесари были неграмотные и, скорее всего, налили лишнего масла в трансмиссию. У нас же все знали, что «автомат» в порядке – машина, с которой его сняли, была на ходу, и КПП испытали перед продажей на всех режимах.
Еще один нюанс: за повторную пересылку всегда платил клиент, ему объясняли, что приобретая запчасти б/у, он идет на риск, потому что мы и так терпим убытки, отправляя впоследствии детали в утиль. А если запчасти не подошли, мы в этом не виноваты, обычно перед продажей всегда сравнивали каталожные номера (если их удавалось выяснить), высылали клиенту несколько качественных фотографий з/ч с различных ракурсов.
Аварийному авто важно сразу же найти место, так как затем его будет двигать проблематично. В работе использовали подкатные домкраты, после полного разбора резали кузов на части болгаркой:
Все контейнеры были «тематическими», например, в одном хранился только Опель, а в другом БМВ. На нижних полках находились тяжелые детали (тормозные диски, суппорты, амортизаторы и т. д.), а электрооборудование и различные мелочи размещались выше. На самом верху лежала пластмасса, корпуса воздушных фильтров, мелкие пластиковые детали салона и прочее. Для коленчатых валов был выделен отдельный контейнер, кстати, каждой детали присваивался свой порядковый номер, и к ней прикреплялась бирка. Так что если кто-то думает, что на авторазборках творится бардак, он ошибается, практически все детали у нас были учтены и занесены в свой каталог.