Избавиться полностью от брака практически невозможно, и даже в крупных автотехцетрах, где в основном работают профессионалы, все равно могут быть огрехи в работе. Но винить в промашке автослесаря сразу не стоит – нередко попадается такая бракованная деталь, которую ни визуально, ни с помощью каких-либо приборов или измерительных инструментов определить нельзя. Я приведу несколько примеров из личного опыта, разные случаи – из рассказа будет понятно, где виноват работник, а где он не причем.
Серега пришел подрабатывать в автосервис на каникулах, слесарить совсем не умел. Ему мы доверяли подметать бокс, перетаскивать запчасти, вывозить мусор. Деньги, пусть небольшие, но платили, и ученик был в целом всем доволен. В скором времени Сергей загорелся мечтой что-нибудь закрутить или открутить, а у нас на рабочей машине Тойота Селика нужно было поменять передние колеса.
Доверили Сереге, и он с радостью согласился, после замены резины решили прокатиться, поехали на заправку. Автомобиль разогнался до 60 км/ч, потом вдруг завилял из стороны в сторону, ткнулся «мордой» в кювет. Вышли мы из машины, смотрим – колесо почти откручено, двух болтов нет, хорошо еще, что на дороге никаких других автомобилей поблизости не было. А весь курьез заключался в том, что когда оглянулись, увидели – Серега удирает наутек, он испугался, что ему достанется по полной программе за свой брак.
Наиболее частая проблема учеников при сборке двигателя – некачественная установка сальников и прокладок, из моторов нередко текло масло. Приходилось помогать переделывать, объяснять, где нужно использовать герметик, как правильно забивать сальник на место.
Один раз мучались с «Газелевской» коробкой передач, она гудела на всех скоростях, кроме четвертой. Снимали и ставили два наших парня КПП четыре раза, меняли все подшипники, первичный вал. Оказалось, все дело было в промежуточном вале, но эта деталь дорогостоящая, поэтому сразу ее заменить не решались. Потом мы уже знали (в том числе и я) признаки неисправности промвала, а причина некачественной работы слесарей в данном случае – небольшой опыт работы. С приобретением практических навыков и новых знаний работники допускают меньше брака, реже работу приходится переделывать, это уж точно.
Алексей был не самым плохим «ходовиком», мог поменять сцепление, пружины подвески, амортизаторы и т. д. Отработав у нас три месяца, автослесарь вызвался отремонтировать рулевой редуктор на «Соболе», сказал, что таким ремонтом он уже раньше занимался. Рулевой механизм немного туже вращался при повороте руля в одну сторону, и было точно установлено, что дело именно в редукторе, так как насос ГУР хозяин машины уже менял.
Рулевое управление Леха достаточно быстро снял и начал разбирать, но из механизма посыпались шарики. Автослесарь такого поворота событий не ожидал и сам, поэтому растерялся. Сейчас точно не помню, что Алексей в редукторе менял, но точно знаю, что после ремонта руль на машине стал крутиться туго в обе стороны. Снимал и ставил механизм наш работник с машины три раза, затем уже начались наезды клиента, и нам пришлось за свой счет покупать новый рулевой механизм на автомобильном рынке. Как сейчас помню – рассчитывали заработать на ремонте 900 рублей, а за редуктор пришлось выложить четыре тысячи. Конечно, все деньги вычли из зарплаты горе-работника, и Алексей уволился, но все же слесарь нам остался должен, так как заработал на тот момент меньше.
Еще один незабываемый ремонт – рихтовка и покраска кабины КАМАЗ. Рядом с нами работало предприятие по перевозке кирпича, у них в автопарке имелось два десятка грузовых автомобилей. К нам на ремонт привозили снятые кабины, и наши парни рихтовали, красили их, зарабатывая неплохие деньги.
Мастера у нас были разные, в основном делали свою работу неплохо. Но по разным причинам люди менялись – одни работники увольнялись, другие устраивались на работу. Был у нас «кузовщик» Игорь, может быть, как специалист он был и не самый плохой, но кабину отремонтировал по-своему. Когда посмотрели заказ-наряд, увидели, что на ремонт ушло почти ведро шпатлевки, заказчик еще удивлялся и ехидничал – кабина теперь сделана не из металла. Естественно, через полгода шпатлевка стала отваливаться, но Игорь переделывать работу не стал, к тому времени он уволился. Как решили вопрос с клиентом, точно не помню, скорее всего, в счет брака какую-то работу мы сделали бесплатно.